"Путешествие в научную лабораторию"
24 февраля 2016
Тема «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа.
Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».
Задачи:
1) Развиваем познавательную активность в процессе экспериментирования; расширяем представления о воздухе и воде.(«Познавательное развитие»)
2) Закрепляем умение: отвечать на вопросы полным ответом, отгадывать загадки, делать выводы. («Речевое развитие»)
3) Формируем навыки доброжелательности, положительных эмоций, слушать не перебивая друг друга («Социально-коммуникативное развитие»)
5) Закрепляем умение согласовывать движения в соответствии с текстом («Физическое развитие»)
Методы и приемы:
- практические: физминутки, экспериментирование
- наглядные: показ слайдов, рассматривание материала для опытов
- словесные: вопросы воспитателя, ответы детей, рассказывание сказки, загадывание загадки, выводы
Материалы и оборудование: стаканы с водой, кусочки земли, коктейльные трубочки, мешочки, сосуды разной величины, воздушные шарики, схемы, интерактивная доска, проектор, ноутбук.
Детская деятельность |
Формы и методы организации совместной деятельности |
Двигательная |
Физминутки |
Познавательно-исследовательская |
Экспериментирование с водой, воздухом |
Коммуникативная |
Вопросы воспитателя, ответы детей, загадывание загадок |
Логика образовательной деятельности
№ |
Деятельность воспитателя |
Деятельность воспитанников |
Ожидаемые результаты |
1 |
Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга. Что за чудо - чудеса: раз рука и два рука! Вот ладошка правая, вот ладошка левая. И скажу вам, не тая, Руки всем нужны, друзья! Сильные руки не бросятся в драку, Добрые руки погладят собаку. Умные руки умеют лечить. Чуткие руки умеют дружить! |
Дети приветствуют друг друга. |
Сформированы навыки доброжелательности, положительные эмоции |
Сообщает детям, что сегодня в группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «научной лаборатории». Задает вопросы: Кто работает в лаборатории? Чем они занимаются? |
Обращают внимание на гостей, отвечают на вопросы. |
Вовлечены в образовательную деятельность. Умеют отвечать на вопросы полным ответом. |
|
3 |
Обращает внимание детей на то, что сегодня к ним пришли еще гости (Мыльный пузырь и Капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Предлагает рассказать и научить их. Что нужно для жизни всех живых организмов? А как вы думаете, что важнее воздух или вода? |
Рассматривают изображение Мыльного пузыря и Капельки. Отвечают на вопросы. |
Умеют отвечать на вопросы полным ответом. |
Читает детям сказку «Спор»: Поспорили, как-то раз, Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без неё жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь. Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживёшь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась вода: «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживёшь! - добавили растения. - Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух: «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лёд. И погибнут тогда растения, и животные, и люди. Погибнет всё живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И всё для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце. |
Дети слушают сказку.
|
Умеют слушать не перебивая друг друга |
|
Задает вопрос: Чего больше на Земле суши или воды? |
Дети отвечают |
Умеют отвечать на вопросы полным ответом. |
|
Большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Предлагает детям вспомнить и назвать некоторые из них. |
Дети называют |
Умеют отвечать на вопросы полным ответом. |
|
Загадка: А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплываю серебристые рыбы, это самолеты. Догадались? |
Дети отгадывают загадку |
Умеют отгадывать загадки. |
|
8. |
Воспитатель объявляет, что делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам. Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись. Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять. Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте. От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть. |
Дети располагаются на ковре в произвольном порядке
Повороты в разные стороны Вращение головой вправо и влево
Приседания
Ходьба на месте |
Согласовывают движения в соответствии с текстом |
Предлагает провести первый опыт: Показывает детям стакан, на дно которого прикреплён кусочком пластилина небольшой лист бумаги. Дети, посмотрите внимательно и скажите, есть ли в стакане что-нибудь? Или вы считаете, что стакан пустой? Переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой, стакан надо держать прямо.) Лист бумаги остался сухим. Попала ли вода в стакан? Объясните, почему. |
Дети отвечают на вопрос, делают выводы: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить бумагу. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом. |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе и воде. |
|
Опыт №2. Предлагает взять ком земли и опустить в воду. Что заметили? Что это доказывает? |
Дети опускают комочки земли в воду и делают вывод: в воде появились пузырьки воздуха, в земле находится воздух. |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе и воде. |
|
Опыт №3. Предлагает взять трубочку, вставить в баночку с водой и подуть в неё. У вас получится – буря в баночке. Да, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками вверх. А почему он поднимается? |
Дети вставляют трубочки в банки с водой, дуют в нее, делают вывод: воздух легче воды. |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе и воде. |
|
Опыт №4. Предлагает взять целлофановый мешочек, найти в нём отверстие и взмахнуть мешочек отверстием вниз, скрутить со стороны отверстия. Что получилось? Что это доказывает? |
Дети берут целлофановые мешочки и ловят воздух, делают вывод: в мешочке находится воздух, который и раздувает его |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе. |
|
Опыт №5. Предлагает подойти и попробовать взвесить воздух. Возьмём палочку, на её середине закрепим верёвочку, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика. Подвесим палку за верёвочку. Палка весит в горизонтальном положении. А теперь подумайте и скажите, что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом? (Протыкаем один шар, конец палки, к которому он был привязан, поднимается вверх.) Почему? |
Дети взвешивают воздух и делают вывод: шарик без воздуха стал легче. Значит, воздух имеет вес. |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе. |
|
Опыт №6. Задает вопрос: что произойдёт с воздухом, если его нагреть? Это мы сейчас проверим в нашей лаборатории. Наденем на горлышко бутылки шарик и поставим бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шаром? |
Дети отвечают, что шарик начинает надуваться, и делают вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается. |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе. |
|
Предлагает немного отдохнуть, прежде чем начать исследования воды. Физкультминутка К речке быстрой мы спустились, Наклонились и умылись. Раз, два, три, четыре, Вот как славно освежились. Делать так руками нужно: Вместе – раз, это брасс. Одной, другой – это кроль. Все, как один, плывем как дельфин. Вышли на берег крутой И отправились домой. |
шагают на месте наклоны вперед, руки на поясе хлопают в ладоши встряхивают руками круги двумя руками вперед круги руками вперед поочередно прыжки на месте шагают на месте |
Согласовывают движения в соответствии с текстом |
|
Опыт 1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется. |
Дети повторяют опыт и делают вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится. |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде. |
|
Опыт 2. Какого цвета вода? Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили? |
Дети повторяют опыт и делают вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость. |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде. |
|
Опыт 3. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось? |
Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Делают вывод: своего вкуса у воды нет. |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде. |
|
Предлагает растворить в воде песок. Задает вопрос: все вещества растворяет вода или нет? |
Дети пытаются растворить в воде песок и делают вывод: не все вещества могут растворяться в воде. |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде. |
|
Опыт 5. Способность воды отражать предметы. Приглашает всех подойти к своему столу. Предлагает всем по очереди заглянуть в таз с водой. Что вы там увидели? А где ещё можно увидеть своё отражение? Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение? |
Дети смотрят на свое отражение в спокойной воде, и в неспокойной. Делают выводы: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто. |
Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде. |
|
Объявляет, что путешествие в научную лабораторию удалось на славу! Говорит, что Капелька и мыльный пузырь желают удачи детям в каждом деле. Воспитатель дарит детям одну китайскую пословицу: То, что я услышал, я забыл. То, что я увидел, помню. То, что я сделал, я знаю! |
Дети прощаются с Капелькой и Мыльным пузырем, слушают китайскую пословицу. |
Сформированы положительные эмоции |