Сайт Вингаловой Светланы

"Путешествие в научную лабораторию"

24 февраля 2016

Тема «Путешествие в научную лабораторию» Старшая группа.

 

Интеграция образовательных областей: «Социально-коммуникативное развитие», «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Физическое развитие».

Задачи:

1) Развиваем познавательную активность в процессе экспериментирования; расширяем представления о воздухе и воде.(«Познавательное развитие»)

2) Закрепляем умение: отвечать на вопросы полным ответом, отгадывать загадки,  делать выводы. («Речевое развитие»)

 

3) Формируем навыки доброжелательности, положительных эмоций, слушать не перебивая друг друга («Социально-коммуникативное развитие»)

5) Закрепляем умение согласовывать движения в соответствии с текстом («Физическое развитие»)

Методы и приемы:

- практические: физминутки, экспериментирование

наглядные: показ слайдов, рассматривание материала для опытов

- словесные: вопросы воспитателя, ответы детей, рассказывание сказки, загадывание загадки, выводы

Материалы и оборудование: стаканы с водой, кусочки земли, коктейльные трубочки, мешочки, сосуды разной величины, воздушные шарики, схемы, интерактивная доска, проектор, ноутбук.

 

 

Детская деятельность

Формы и методы организации совместной деятельности

Двигательная

Физминутки

Познавательно-исследовательская

Экспериментирование с водой, воздухом

Коммуникативная

Вопросы воспитателя, ответы детей, загадывание загадок

 

Логика образовательной деятельности

Деятельность воспитателя

Деятельность воспитанников

Ожидаемые результаты

1

Воспитатель предлагает поприветствовать друг друга.

Что за чудо - чудеса:

раз рука и два рука!

Вот ладошка правая,

вот ладошка левая.

И скажу вам, не тая,

Руки всем нужны, друзья!

Сильные руки не бросятся в драку,

Добрые руки погладят собаку.

Умные руки умеют лечить.

Чуткие руки умеют дружить!

Дети приветствуют друг друга.

Сформированы навыки доброжелательности, положительные эмоции

 

Сообщает детям, что сегодня в группе много гостей. Они вместе с нами побывают в «научной лаборатории».

Задает вопросы:

Кто работает в лаборатории?

Чем они занимаются?

Обращают внимание на гостей, отвечают на вопросы.

Вовлечены в образовательную деятельность. Умеют отвечать на вопросы полным ответом.

3

Обращает внимание детей на то, что сегодня к ним пришли еще гости  (Мыльный пузырь и Капелька). Они только, только родились, и еще ничего не знают о нашей жизни. Предлагает рассказать и научить их.

Что нужно для жизни всех живых организмов?

А как вы думаете, что важнее воздух или вода?

Рассматривают изображение Мыльного пузыря и Капельки. Отвечают на вопросы.

Умеют отвечать на вопросы полным ответом.

 

Читает детям сказку «Спор»: Поспорили, как-то раз, Вода и Воздух о том, кто из них важнее. Вода говорит, что без неё жить на Земле нельзя. А Воздух говорит, что без него нельзя. Долго спорили. Чтобы решить спор, решили спросить у кого-нибудь.

Спросили у растений: «Скажите, что для вас важнее, воздух или вода?» Растения им ответили: «Без воды не проживёшь! Нам вода нужна для роста и питания». Обрадовалась вода: «Я самая важная!» «Но и без воздуха не проживёшь! - добавили растения. - Он нужен нам для того, чтобы дышать». Обрадовался Воздух: «Я самый важный». Переглянулись Вода и Воздух и решили спросить у людей и животных. Но и здесь услышали то же самое. Услышало Солнце их спор, удивилось: «А что же вы обо мне забыли? Ведь я даю тепло и свет. Ведь если не будет меня, станет на земле темно и холодно. Да так холодно, что вода превратится в лёд. И погибнут тогда растения, и животные, и люди. Погибнет всё живое». И решили они больше не спорить друг с другом. Кипит жизнь на Земле. И всё для этой жизни важно: и воздух, и вода, и солнце.

Дети слушают сказку.

 

Умеют слушать не перебивая друг друга

 

Задает вопрос: Чего больше на Земле суши или воды?

Дети отвечают

Умеют отвечать на вопросы полным ответом.

 

Большая часть нашей планеты покрыта водой – это моря и океаны. Предлагает детям вспомнить и назвать некоторые из них.

Дети называют

Умеют отвечать на вопросы полным ответом.

 

Загадка: А вот еще есть огромный океан. Он без берегов и воды, по нему проплываю серебристые рыбы, это самолеты. Догадались?

Дети отгадывают загадку

Умеют отгадывать загадки.

8.

Воспитатель объявляет, что делать научные открытия дело не из лёгких, поэтому в лабораториях бывают перерывы для отдыха. Неплохо бы немножко отдохнуть и нам.

Разминая поясницу, мы не будем торопиться. Вправо, влево повернись, на соседа оглянись.

Чтобы стать ещё умнее, мы слегка покрутим шеей. Раз и два, раз и два, закружилась голова. Раз, два, три, четыре, пять. Ноги надо нам размять.  Напоследок, всем известно, как всегда ходьба на месте.

От разминки польза есть! Что ж пора на место сесть.

 

 

 

Дети располагаются на ковре в произвольном порядке

 

Повороты в разные стороны

Вращение головой вправо и влево

 

Приседания

 

Ходьба на месте

Согласовывают движения в соответствии с текстом

 

Предлагает провести первый опыт: Показывает детям стакан, на дно которого прикреплён кусочком пластилина небольшой лист бумаги.

Дети, посмотрите внимательно и скажите, есть ли в стакане что-нибудь? Или вы считаете, что стакан пустой?

Переворачивает стакан вверх дном и медленно опускает его в банку с водой, стакан надо держать прямо.) Лист бумаги остался сухим.

Попала ли вода в стакан? Объясните, почему.

Дети отвечают на вопрос, делают выводы: воздух, который был в стакане, не позволил воде намочить бумагу. Значит, стакан был не пустой, а наполненный воздухом.

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе и воде.

 

Опыт №2. Предлагает взять ком земли и опустить в воду. Что заметили?

Что это доказывает?

Дети опускают комочки земли в воду и делают вывод: в воде появились пузырьки воздуха, в земле находится воздух.

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе и воде.

 

Опыт №3. Предлагает взять трубочку, вставить в баночку с водой и подуть в неё. У вас получится – буря в баночке.

Да, интересно наблюдать, как воздух, попадая в воду, быстро поднимается пузырьками вверх. А почему он поднимается?

Дети вставляют трубочки в банки с водой, дуют в нее, делают вывод: воздух легче воды.

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе и воде.

 

Опыт №4. Предлагает взять целлофановый мешочек, найти в нём отверстие и взмахнуть мешочек отверстием вниз, скрутить со стороны отверстия. Что получилось? Что это доказывает?

Дети берут целлофановые мешочки и ловят воздух, делают вывод: в мешочке находится воздух, который и раздувает его

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе.

 

Опыт №5. Предлагает подойти и попробовать взвесить воздух.

Возьмём палочку, на её середине закрепим верёвочку, а к концам палочки привяжем два одинаково надутых шарика. Подвесим палку за верёвочку. Палка весит в горизонтальном положении.

А теперь подумайте и скажите, что произойдёт, если мы проткнём один из шаров острым предметом? (Протыкаем один шар, конец палки, к которому он был привязан, поднимается вверх.) Почему?

Дети взвешивают воздух и делают вывод: шарик без воздуха стал легче. Значит, воздух имеет вес.

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе.

 

Опыт №6. Задает вопрос: что произойдёт с воздухом, если его нагреть? Это мы сейчас проверим в нашей лаборатории. Наденем на горлышко бутылки шарик и поставим бутылку в миску с горячей водой. Что происходит с шаром?

Дети отвечают, что шарик начинает надуваться, и делают вывод: при нагревании газ расширяется, а при охлаждении сжимается.

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воздухе.

 

Предлагает немного отдохнуть, прежде чем начать исследования воды.

Физкультминутка

К речке быстрой мы спустились,

Наклонились и умылись.

Раз, два, три, четыре,

Вот как славно освежились.

Делать так руками нужно:

Вместе – раз, это брасс.

Одной, другой – это кроль.

Все, как один, плывем как дельфин.

Вышли на берег крутой

И отправились домой.

 

 

 

шагают на месте

наклоны вперед, руки на поясе

хлопают в ладоши

встряхивают руками

круги двумя руками вперед

круги руками вперед поочередно

прыжки на месте

шагают на месте

Согласовывают движения в соответствии с текстом

 

Опыт 1. Какой формы вода? На столе лежит кубик и шарик. Воспитатель спрашивает, какой формы эти предметы (ответы детей). А имеет ли форму вода? Для этого возьмем узкую баночку и наполним ее водой. Перельем эту воду в широкую баночку. Форма, которую принимает вода, все время изменяется.

Дети повторяют опыт и делают вывод: вода не имеет формы и принимает форму того сосуда, в котором находится.

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде.

 

Опыт 2. Какого цвета вода?  Возьмем два стакана – один с водой, а другой с молоком. Возьмем картинку и поставим ее за стаканом с водой. Нам видно картинку? А теперь поставим картинку за стаканом с молоком. Что мы обнаружили?

Дети повторяют опыт и делают вывод: через воду рисунок виден, а через молоко – не виден. Значит вода прозрачная жидкость.

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде.

 

Опыт 3. Вода – растворитель. А есть ли у воды вкус? Предложить одному ребенку размешать в воде сахар, другому – соль, третьему – аскорбиновую кислоту. После растворения веществ, предложить попробовать снова воду на вкус. Что изменилось?

Дети пробуют воду и высказывают свое мнение. Делают вывод: своего вкуса у воды нет.

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде.

 

Предлагает растворить в воде песок. Задает вопрос: все вещества растворяет вода или нет?

Дети пытаются растворить в воде песок и делают вывод: не все вещества могут растворяться в воде.

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде.

 

Опыт 5. Способность воды отражать предметы. Приглашает всех подойти к своему столу. Предлагает всем по очереди заглянуть в таз с водой. Что вы там увидели? А где ещё можно увидеть своё отражение? Давайте подуем все вместе на воду и заглянем в неё. Увидели ли вы теперь своё отражение?

Дети смотрят на свое отражение в спокойной воде, и в неспокойной. Делают выводы: Спокойная вода отражает предметы, как зеркало. Если вода неспокойна, то отражение предметов нечётко и размыто.

Развита познавательная активность, умеют делать выводы, имеют представления о воде.

 

Объявляет, что путешествие в научную лабораторию удалось на славу! Говорит, что Капелька и мыльный пузырь желают удачи детям в каждом деле. Воспитатель дарит детям одну китайскую пословицу:

То, что я услышал, я забыл.

То, что я увидел, помню.

То, что я сделал, я знаю!

Дети прощаются с Капелькой и Мыльным пузырем, слушают китайскую пословицу.

Сформированы положительные эмоции

 

 

Оставить комментарий: